2 августа 2012 г.
(800) 100-94-00 Прямая линия лесной охраны

Литературная работа ученицы 9 класса Екатерины Васильевой признана лучшей

В Похвистневском районе подвели итоги районного этапа форума "Зеленая планета 2018"


ЮННАТЫ-ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ

Осипова Екатерина Васильевна, 2003 г. рождения, 9 класс,


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Малое Ибряйкино, Центр внешкольной работы «Эврика»-филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Самарской области средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Николая Степановича Доровского с.Подбельск муниципального района Похвистневский Самарской области

Руководитель: Апанасова Татьяна Григорьевна


Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая

любовь, несомненно, закладывается в нас с детства.

И. Соколов-Микитов

Русская природа… Как хороша она! Полная поэзии и прелести волнует каждого человека, любящего свою Родину. Дарит людям душевное спокойствие, радость, здоровье.

Природа в судьбе человека играет важную роль. Она помогает нам пересмотреть свои жизненные принципы, изменить точку зрения на окружающий мир. И мы, ныне живущие, в ответе за нее перед потомками, перед нашей историей. Ведь год за годом растут масштабы влияния человека на природу и, конечно, последствия его деятельности.

В связи с этим, в настоящее время все активнее развивается детское экологические движение: проводятся эколого-биологические экспедиции, экологические олимпиады и различные природоохранные акции. Также появляются различные молодежные организации, которые реализуют свои экологические программы.

Сегодня в нашу жизнь прочно вошло слово «юннат», и никого не удивит вопрос, кто такой юннат. Наверное, трудно найти школу, где бы ни было юннатов – друзей и пытливых исследователей природы. Юные исследователи внимательно вглядываются в окружающий их растительный и животный мир, ведут свои наблюдения, выполняют опытническую работу, учатся не только познавать, беречь и охранять, но и приумножать природные богатства России.

Как и у каждого дела, у юннатского движения было свое начало, свои «истоки», своя история, которая уходит почти на столетие назад.

Не обошло юннатское движение и нашу Малоибряйкинскую школу. В школьном краеведческом музее бережно хранятся альбомы об истории деятельности юных натуралистов. Познакомившись с ними, я узнала, что в 1961 году в школе была организована ученическая производственная бригада, юннатский кружок по выращиванию телят, цыплят, поросят и жеребят. Отрадно, что члены кружка за высокие показатели были награждены медалями ВДНХ.

В 1963 году в школе был создан лагерь труда и отдыха «Юность», который функционировал в течение 3-х летних месяцев, жили круглосуточно, работали в две смены. Именно с этого периода началась упорная и кропотливая работа юннатов по развертыванию опытнической работы, которая велась на колхозных полях.

Члены производственной бригады, возглавляемые Ерендеевой Ириной Петровной и Савдингиной Марией Григорьевной, успешно проводили опыты, назначенные специалистами колхоза и Куйбышевским сельскохозяйственным институтом, по темам: «Влияние подкормки кукурузы в фазе бутонизации на созревание и урожай зерна», «Влияние внекорневой подкормки фосфорным и калийным удобрением на процент сахаристости и урожай сахарной свеклы». Опыты удались: с каждого гектара экспериментального участка было собрано по 200 центнеров сахарной свеклы с 18,2 % сахаристости, «против 15,4 % на контрольном участке».

Юннаты составили и почвенную карту ибряйкинского поселения. Для этого они брали образцы земли, чтобы определить в ней содержание калия, фосфора, азота, воды и действие на нее гербицидов.

В феврале 1965 года на имя Ирины Петровны пришло письмо от руководства ОблОНО и областного института усовершенствования учителей с просьбой выступить на областной краеведческой конференции по теме «Почва, ее агрохимическое исследование». В письме подчеркивалось: «Мы бы Вас не беспокоили, но, поверьте, у нас другой подобной Вашей школе нет».

О деятельности производственной бригады Малоибряйкинской школы были осведомлены и на Областной станции юннатов. Об этом свидетельствует следующий документ: «Мария Григорьевна и Ирина Петровна! Коллектив Областной станции юннатов поздравляет Вас и юных опытников с праздником Великого Октября. И желает крепкого здоровья, успехов в учебе и опытнической работе».

В 1964-1965 годах производственная бригада, возглавляемая Ириной Петровной, была участником ВДНХ СССР и награждена бронзовой медалью Комитета Совета ВДНХ, о чем свидетельствует удостоверение №19479. В 1966 году была награждена Комитетом Совета ВДНХ СССР Дипломом III степени.

Но особенно любили юннаты весенние и летние туристические походы по родному краю: побывали они (и не раз) на горе Копейка, в исторически значимой для жителей села местности Чук Сирми, в старинном селе Кураедово Оренбургской области. Во время похода ребята работали над созданием альбомов с описанием растительного и животного мира, составляли гербарии, собирали целебные травы. Всё это находило практическое применение.

К сожалению, в современных условиях эта форма работы юннатов перестаёт существовать, а лагеря труда и отдыха сегодня дорогое «удовольствие». Они требуют значительных финансовых вложений.

В 80-е годы в нашей школе продолжилась деятельность юных натуралистов. Вместе с учителями биологии Ижмуковой Еленой Илларионовной и Тимошкиной Марией Владимировной на территории нового здания школы был заложен пришкольный участок, который постоянно обновлялся. Здесь ребята занимались посадкой овощей, прополкой, поливом и сбором урожая. Работа на участке проходила в форме соревнования, а когда собирали урожай – определяли победителей.

Стараниями педагогов в эти же годы юннатский кружок принялся за озеленение окрестностей села Малое Ибряйкино. Вдоль реки Ерыклы были посажены тополя, ивы, которые и сегодня дают возможность людям отдохнуть от суеты, вволю надышаться свежим воздухом.

А сколько труда было вложено в благоустройство и озеленение территории школы! Белоствольные берёзки, посаженные юннатами, во дворе нашей школы вот уже более 30 лет украшают ее. Кроме того, ребятами был разведен и фруктовый сад: яблони, черешни, торн. В настоящее время фруктовые деревья не только украшают школьную территорию, но дают продукцию для школьной столовой – яблоки.

Мы благодарны членам юннатского кружка за то наследие, которое они оставили нам, современным школьникам, и стараемся его сохранять и приумножать. Так каждую весну и осень ребята и педагоги школы проводят субботники по уборке территории, ухаживают за деревьями и подсаживают новые.

И нет ничего отрадней, чем пройтись через некоторое время по территории школьного двора и с удовольствием заметить, как саженцы приживаются, набирают постепенно силу и становятся украшением нашей школы.

Я еще не знаю, как сложится моя дальнейшая жизнь, но одно усвоила для себя твердо - все, что создано природой, должно быть сохранено и, по возможности, преумножено. Это совсем не трудно - посадить несколько деревьев и помочь им вырасти, убрать за собой мусор после пикника, расчистить лесной ручеек, запруженный упавшим деревом. Жизнь природы и судьбы людей неразрывны, просто неотделимы друг от друга, как небо без солнечного тепла и зелёные растения без Земли…

И мы, молодое поколение, отдавая должное натуралистической работе, основы которой были заложены почти век назад, должны бережно сохранить все то, что связано с историей юннатского движения. Стремиться стать верными помощниками зеленой планеты и экологически грамотными хозяевами природных богатств.


6 марта 2018
  • Официальный сайт года экологии в России
  • «Работа в России»
  • Официальный сайт Правительства Самарской области