2 августа 2012 г.
(800) 100-94-00 Прямая линия лесной охраны

Январь-декабрь 2016 года

Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, является федеральной собственностью особого рода и характеризуется специальным правовым режимом. Осуществление федеральной государственной лесной охраны на территории Самарской области возложено на управление государственного лесного и пожарного надзора (далее – управление).

В рамках исполнения возложенных полномочий в 2016 году были усилены профилактические мероприятия, направленные на предупреждение, выявление и пресечение нарушений лесного законодательства. За данный период государственными лесными инспекторами и сотрудниками подведомственного министерству учреждения ГКУ СО «Самарские лесничества» осуществлено 2 724 выезда по маршрутам патрулирования лесного фонда, в том числе более 300 выездов – во взаимодействии с правоохранительными органами. 

Одним из результатов такой совместной работы является привлечение гражданина к административной ответственности по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за разведение костра в лесу под кронами деревьев в условиях особого противопожарного режима. Административный штраф в размере 4 тыс. руб. был оплачен нарушителем в полном объеме.

В 2016 году государственными лесными инспекторами было составлено 1082 протокола об административных правонарушениях. В ходе дальнейшей работы были вынесены постановления о назначении административного наказания в виде штрафа на общую сумму 6 млн. 214 тыс. руб. Процент взысканной задолженности в 2016 году составил 81,7%.

Важно отметить, что в министерстве имеется практика предоставления рассрочки по уплате административных штрафов. Так, по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица, привлеченного к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ, в связи с тяжелым финансовым положением организации, подтвержденного предоставленными документами, было вынесено определение о предоставлении рассрочки уплаты суммы штрафа на 3 месяца. Также рассрочка уплаты административного штрафа на 3 месяца была предоставлена гражданке, которая является пенсионером.

В целях снижения уровня недоимки по штрафам и ущербам министерством постоянно ведется претензионно-исковая работа. Вместе с тем, по судебным решениям и исполнительным производствам не всегда удается полностью погасить задолженность в полном объеме по причине отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание. В этой связи зачастую судебные приставы выносят постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа. В 2016 году в министерство было возвращено 9 исполнительных листов. Однако сотрудники управления держат данный вопрос на постоянном контроле, и в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ направляется для принудительного взыскания повторно по истечении 6 месяцев.

В рамках осуществления государственного лесного и пожарного надзора инспекторами министерства в 2016 году проведено 588 проверок соблюдения лесного законодательства в отношении лесопользователей, выдано 367 предписаний об устранении нарушений лесного законодательства. По всем фактам неисполнения выданных предписаний инспекторами составляются протоколы об административной ответственности по статье 19.5 КоАП РФ. Так, в 2016 году за неисполнение в срок выданного министерством предписания было привлечено к ответственности 174 нарушителя.

Благодаря своевременному проведению профилактических противопожарных мероприятий, а также эффективной разъяснительной работе среди местного населения и отдыхающих по вопросам пребывания на территории лесного фонда, в 2016 году удалось практически в три раза снизить количество и площадь пожаров в лесном фонде по сравнению с предыдущим годом.

Федеральное агентство лесного хозяйства, подводя итоги пожароопасного сезона, отметило Самарскую область в числе регионов, которым удалось в 2016 году значительно улучшить лесопожарные показатели. 

В рамках надзорной деятельности в 2016 году за нарушение правил пожарной безопасности к административной ответственности привлечено 101 лицо на общую сумму более 1 млн. 310 тыс. руб., а также за уничтожение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем на территории Кошкинского лесничества нарушитель привлечен к уголовной ответственности, в связи с чем ему назначено наказание в виде исправительных работ сроком 1 год 6 месяцев с удержанием из заработка 10% в доход государства.

Большое внимание уделено решению проблемы декриминализации лесной отрасли, включающей в себя незаконную рубку лесных насаждений, оборот незаконно заготовленной древесины, а также самовольное использование лесных участков. 

В 2016 году государственными лесными инспекторами было установлено 96 фактов незаконной заготовки древесины. В большинстве случае незаконная рубка была допущена гражданами для дальнейшего использования древесины в личных целях, но также были установлены факты незаконной рубки леса при разработке лесосек и проведении строительных работ на землях лесного фонда. 

Общий объём незаконно заготовленной древесины составил 1 026,3 куб.м.

По данным фактам государственными лесными инспекторами составлено 78 протоколов по статье 8.28 КоАП РФ. 

18 материалов, содержащих признаки состава преступлений, предусмотренных статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, были направлены в следственные органы, в результате чего было возбуждено 9 уголовных дел и двое нарушителей были привлечены к уголовной ответственности.

Несмотря на то, что расследование правонарушений в данном случае находится вне компетенции министерства, сотрудниками управления постоянно отслеживается движение уголовных дел, а в случаях необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела подобные постановления обжалуются в органы прокуратуры. Так в 2016 году обжалованы 7 постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел.

Одной из наиболее острых проблем лесного хозяйства области остаются захваты земельных участков, расположенных на землях лесного фонда. В 2016 году к административной ответственности за самовольное использование лесного участка был привлечен 21 нарушитель, выдано 10 предписаний об освобождении самовольно занятых лесных участков. 

В связи с нежеланием нарушителей освобождать незаконно занятые лесные участки, предписания зачастую не выполняются. В связи с чем министерством предпринимаются необходимые меры по привлечению данных лиц к административной ответственности за неисполнение предписаний, нарабатывается практика обращения с иском в суд о понуждении к освобождению участка. 

Необходимо отметить положительную динамику по истребованию из незаконного чужого владения лесных участков земель лесного фонда Российской Федерации и самовольному занятию лесных участков, которые были оформлены как участки земель населенных пунктов и приобретены в частную собственность. В настоящий момент в судебном порядке рассматриваются 6 гражданских дел, а также ведется работа по подготовке 19 исковых заявлений в суд.

Помимо этого, в 2016 году министерством разработана нормативно-правовая база, позволяющая привлекать к осуществлению федерального государственного лесного и пожарного надзора инициативных граждан. Соответствующим приказом утверждено Положение о внештатном общественном лесном инспекторе министерства (см. раздел «Документы»), и в настоящий момент к охране лесов привлечено уже 45 граждан. Однако, на этом работа по привлечению неравнодушных к сохранению лесного богатства граждан не окончена и будет продолжена министерством в 2017 году.

Сведения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) за январь – декабрь 2016 года
  • Официальный сайт года экологии в России
  • «Работа в России»
  • Официальный сайт Правительства Самарской области